Немногие из нас хорошо разбираются в собственном автомобиле. А ведь многие неисправности можно устранить самостоятельно, причем некоторые поломки может починить за очень короткое время. На такой самостоятельной диагностике автомобиля можно сэкономить.
Любой автомеханик или просто водитель отлично понимает, что является источником электрического тока для машины. Для этого необходимы: генератор переменного тока и аккумуляторная батарея. Но вряд ли все хорошо знают о том, что переменный ток не сможет заставить автомобиль работать, а скорее наоборот, испортит его очень быстро. Для того чтобы этого не произошло, электрический ток выпрямляют с помощью диодного моста.
Диодный мост применяется не только в автомобилях, но и во многих других бытовых схемах. И служит он для преобразования переменного тока в постоянный. Такой мост представляет собой схему, состоящую обычно и 4 диодов, но в генераторе автомобиля - из шести диодов, которые крепятся на его корпусе. В электротехнике способ выпрямления носит название двухполупериодный.
Чаще всего производитель сам устанавливает срок эксплуатации диодного моста. Однако по тем или иным причинам, вследствие неправильной или слишком активной эксплуатации, он может выйти из строя. Это связано с тем, что детали могут быть пробиты немного раньше, чем им положено.
Выход из строя данной схемы может произойти по некоторым основным причинам. Во-первых, попадание влаги в генератор, чаще всего, это происходит при мойке или поездках по водным преградам. Во-вторых, в зимнее время, нам приходится «заводиться» от других автомобилей, а некоторые молодые водители частенько путают полярности проводов. Это конечно не все варианты, но, самые частые.
Помните, если выпрямитель сломался, то проблемы будут и с аккумуляторной батареей. Ведь они жестко взаимосвязаны между собой. Она либо не будет заряжаться, либо наоборот будет получать перезаряд, а это приведет к вскипанию электролита в ней. Если не устранить проблему сразу, то помимо одного диода вам придется купить и новый аккумулятор, который стоит на порядок дороже. Чтобы понять что происходит, нужно знать как проверить диодный мост генератора тестером. Об этом далее по тексту, а также в дополнение еще один вариант проверки.
Проверить мост можно, как в мастерской, так и самостоятельно. Но процесс этот легкий и быстрый, поэтому тратиться на услуги автомеханика не стоит. Для этого необходимо использовать переноску (специальную контрольную лампу) или тестер. Если есть возможность, то лучше попробовать оба способа, так вы получите более точный и правильный результат.
Первым рассмотрим способ с использованием контрольной переноски. Для начала к минусовой клемме аккумулятора подключаем пластину диодного моста, тоже минусовую. Пластина должна быть прижата к корпусу генератора. Далее один из концов переноски подключаем к положительной клемме аккумуляторной батареи.
После этого свободным концом контрольной лампы дотрагиваемся до клеммы выхода дополнительных диодов, а затем к болту положительного вывода и к точкам, где подключается статорная обмотка. При любом этом подключении переноска не должна загораться. В противном случае, это будет означать, что диодный мост пробит. В зависимости от места подключения, можно определить, где именно находится неисправный диод.
После этого проверяем нашу схему моста на обрыв. Для этого необходимо подключить минусовую пластину контрольной лампы 12 В с отрицательной клеммы на положительную. Далее свободный конец измерительной лампы крепим на отрицательную клемму аккумуляторной батареи и проверяем в тех же точках. Только в этом случае лампочка должна гореть ярким светом постоянно. Если она не горит или горит, но очень тускло, значит, произошел обрыв. Чаще всего это происходит на каком-либо участке диодного моста.
Второй способ проверки работоспособности выпрямителя – это использование тестера. Правда проверить весь мост генератора не снимая его не получится. А потому нужно снять его и проверить тестером каждый диод по отдельности. Сначала настраиваем тестер на режим «прозвона» полупроводников или на предел в 1 кОм, а далее проверяем каждый диод по отдельности. Если значение в одну сторону равно примерно 400-800 Ом, а в другую – бесконечность, значит диод - исправен.
Если прибор ничего не показывает, значит, диод оборвался, если отображаемое сопротивление мало или одинаково, в обе стороны, значит пробит. Если же таким нехитрым способом вы все-таки вычислили диод, который привел в негодность всю схему, то можете его также самостоятельно починить.
Многие владельцы автомобилей умеют пользоваться паяльником. Буквально за полчаса можно заменить старый диод на новый.
Одним словом, диагностика моста не представляет никакой сложности даже для неопытного или молодого водителя. Не потребуется и сложных приборов для проверки работоспособности. А если вы ко всему прочему умеете пользоваться паяльником, то для вас не будет никаких проблем. В будущем вы будете лучше разбираться в особенностях автомобиля, а, следовательно, относиться к нему более бережно.
Наталечка, www.avastek.ru